Место
Прежде чем учить собаку команде «место», ей нужно освоить команды «лежать» и «ко мне». Цель — приучить собаку находиться в том месте, которое ей обозначил хозяин какой-либо вещью. Место может обозначаться как дома, так и на улице, причем оно может быть как большим (например, подстилка), так и совсем маленьким (какой-нибудь предмет). В каком положении собака находится на месте — не регламентируется, однако чаще всего используется положение лежать, в котором собаке длительное время удобнее находиться. При обучении хозяин обозначает место каким-либо предметом. Желательно, чтобы предмет был хорошо знаком собаке, чтобы его хорошо было видно издалека. Командами «лежать» и «место» хозяин укладывает собаку рядом с этим предметом, может положить лакомство, чтобы собака привыкла к месту. Запах предмета тоже должен быть знаком собаке, поскольку она ориентируется в пространстве в основном по запаху. Затем хозяин отходит от собаки, предварительно дав ей команду «лежать, место», на небольшое расстояние, буквально на три шага, и, выдержав какое-то время, подзывает собаку командой «ко мне». Как только собака подошла, хозяин ее хвалит, поощряет, затем подает команду «место» и бежит вместе с собакой на обозначенное место. Подбежав с собакой к месту, он произносит команду «место, лежать» и укладывает собаку возле предмета, а затем поощряет. После того, как собака научится самостоятельно возвращаться на место с небольшого расстояния, хозяин может увеличивать и расстояние и выдержку, то есть собака будет дольше лежать на месте и с большего расстояния возвращаться на место. В дальнейшем хозяин может усложнить задание, например, посылая собаку вернуться на место из свободного состояния (то есть после предварительной команды «гуляй»). Сначала время выгула собаки должно быть небольшое, буквально несколько секунд. Например, хозяин, отпуская собаку с места, подает ей команду «гуляй», отходит от места и практически сразу же командой направляет ее на это место. Время выгула опять же увеличивается постепенно в процессе выработки навыка. Навык считается выработанным только тогда, когда собака после достаточно длительного промежутка времени по первой же команде хозяина возвращается на то место, которое он обозначил. Не забывайте в начале обучения каждый раз, когда собака по команде вернулась, и легла на место, похвалить ее и поощрить лакомством.
Намордник
ременная или проволочная сетка, надеваемая на морду собаки. В общественном транспорте, в местах большого скопления людей, в некоторых других ситуациях собаке необходимо надеть намордник. Размер намордника должен быть больше, чем морда собаки, чтобы не причинять ей неудобств при дыхании, чтобы собака могла свободно открывать рот в наморднике и высовывать язык. Через намордник хозяин должен уметь покормить собаку лакомством, намордник не должен мешать жеванию. Намордники бывают металлические и кожаные. Главное, чтобы он был достаточно крепким, легко надевался и подходил собаке по размеру, а металлические части не касались морды собаки. Чем раньше хозяин начнет приучать своего щенка к наморднику, тем проще ему будет это сделать. Первый раз надеть на собаку намордник не просто, для этого внутрь намордника нужно положить кусочек лакомства и предложить его собаке. Через какое-то время, когда она будет смело брать лакомство, нужно быстрым движением (заранее откинув лямку) надеть намордник. Первое время, пока собака не привыкнет к чужеродному предмету на своей морде, ее необходимо отвлекать игрой, постоянно через отверстия в наморднике подкармливать лакомством. Все попытки сбросить намордник должны хозяином пресекаться командами фу или рывком поводка с одновременным произнесением команды. Можно также отвлечь собаку какими-либо действиями, например, пробежками или кормлением. В первое время намордник надевается на 10-15 секунд, затем снимается, а собака поощряется и гуляет без намордника. Через какое-то время все следует повторить и так до тех пор, пока собака не станет спокойно относиться к наморднику и длительное время в нем находиться, не пытаясь его снять. Поначалу собака в наморднике будет чувствовать себя подавленной. Но постепенно, чем дольше будет собака находиться в наморднике, тем быстрее она к нему привыкнет и перестанет обращать на него внимание.
Нежелательные действия собаки
прекращают обычно командой «фу». Кроме этой специальной команды, можно использовать и другие, которые отвлекают собаку, заставляя ее делать что-нибудь другое: «ко мне», «гуляй», «рядом». Перед началом занятий по выработке команды «фу» необходимо заранее спланировать ситуацию и подготовиться к ней. Например, если хозяин отучает собаку брать лакомство с земли, то предварительно (без собаки), нужно попросить кого-нибудь разбросать кусочки лакомства в месте, которое хозяин заранее определил. Затем, гуляя с собакой на провисшем поводке, хозяин проходит по этому месту и в тот момент, когда собака тянется за кусочком, произносит с угрожающей интонацией команду «фу», после которой следует рывок поводком. Если собака потеряла интерес к корму, ее следует похвалить, погладить, сказать хорошо, но не поощрять кормом. Отказ от корма поощряется не лакомством, а только положительными эмоциями и поглаживанием. В зависимости от поведения собаки воздействие на нее после команды «фу» может быть различным: одной собаке достаточно лишь окрика, чтобы она не подбирала корм с земли, другой необходим сильный рывок поводком. Важно, чтобы собака не только не подбирала корм с земли, но и не боялась на земле корма. Командой «фу» можно прекращать нападение на прохожих. Схема дрессировки та же: хозяин идет, держа собаку на провисшем поводке, готовый к ее прыжку на человека. В момент броска собаки на прохожего, хозяин делает очень сильный рывок с одновременной командой «фу». Рывок должен быть такой силы, чтобы у собаки не возникало желания повторно броситься или облаять его. Собака должна спокойно относиться к пробегающим спортсменам, проезжающим велосипедистам, а также к кошкам, птицам и другим собакам. Попытки собаки проявить агрессию по отношению к прохожим или животным должны прекращаться владельцем всеми доступными способами. Если рывок на ошейнике не подействовал, и собака продолжает гоняться за прохожими, кошками, могут применяться более сильные средства, такие как удар хлыстом. При выработке у собаки строгого запрета на какое-либо действие, хозяин должен быть последовательным и должен всегда пресекать попытки собаки напасть на кого-либо.
Охрана вещей
навык, связанный с защитно-караульной службой собаки. Вещью в данном случае называют территорию, на которую распространяется охрана собаки. Все навыки охраны и защиты вырабатываются у собаки только тогда, когда она в совершенстве владеет навыками послушания и хозяин может ей управлять. Особенно это касается таких навыков, как подход к дрессировщику и прекращение нежелательных действий. Собака должна охранять вещь и пресекать попытки злоумышленников эту вещь забрать всеми доступными собаке способами, но в то же время она не должна бросаться на спокойно проходящих людей, которые не делают никаких попыток отобрать у нее эту вещь. После того как собака отогнала злоумышленников от вещи, она должна самостоятельно вернуться к вещи и продолжать ее охранять, дожидаясь хозяина. Охрана вещи — очень важный навык, который в дальнейшем пригодиться при выработке навыков охраны квартиры, машины. Данный навык вырабатывается у собаки тогда, когда она уже научена кусаться.
Переползание
Прежде чем приступить к обучению собаки переползать, она должна хорошо и четко выполнять команду «лежать». Хозяин с помощью команды «лежать» укладывает собаку, показывает ей лакомство или любимую игрушку и, не давая ей вставать (левой рукой прижимает холку собаки к земле, правую руку продвигает вперед по ходу движения собаки), побуждает ее двигаться за кусочком или за игрушкой. Как только собака проползет первые несколько шагов, хозяин поощряет собаку кусочком (звучит команда «хорошо»), вынимает другой кусочек и побуждает собаку ползти дальше за следующим. Если хозяин работает с игрушкой, то на остановке он хвалит собаку этой игрушкой, но потом забирает ее снова, укладывает собаку и побуждает ее проползти уже большее расстояние. Некоторые дрессировщики прибегают к другому способу: кладут игрушку на расстоянии нескольких метров от собаки, укладывают ее с помощью команды лежать и, не давая вставать, прижимая холку к земле, побуждают собаку ползти к игрушке командой ползи, апорт ползи либо посылают собаку на место, придерживая ее за холку. Навык считается выработанным, когда собака по команде дрессировщика самостоятельно проползает требуемое расстояние и прекращает ползти после поданной другой команды.
Подход собаки к хозяину
Заинтересованный подход собаки по первому зову хозяина — основа управления собакой. Этому следует научить собаку в первую очередь, иначе она может попасть под машину или потеряться. Этот навык поможет предотвратить и другие нежелательные инциденты. Для этого ее необходимо заинтересовать, начав игру. Например, в процессе подзыва можно прятаться или убегать от собаки, или просто присесть, то есть принять необычную для собаки позу, или начать играть с палочкой. В процессе такой игры собаке подается команда ко мне и, когда собака подбежит, надо похвалить ее словами хорошо, ко мне, поощрить лакомством и продемонстрировать свою радость. Навык подхода к хозяину должен вырабатываться у собаки во время всех прогулок. Для этого в кармане у хозяина всегда должно быть лакомство для собаки. Чтобы закрепить навык, необходимо в течение прогулки несколько раз в разных ситуациях подзывать к себе собаку, заинтересовывая и поощряя ее радостными интонациями и кусочками лакомства. Следует учесть, что у собаки не должен выработаться нежелательный стереотип — подзывают только для того, чтобы взять на поводок и пойти домой. Для этого в процессе прогулки собаку следует несколько раз подзывать (для тренировки), а затем, после поощрения, снова отпускать погулять. Отрабатывать подзыв следует до тех пор, пока собака, занятая, например, игрой с другими животными, не начнет спокойно и быстро реагировать на первую же команду хозяина.
Поощрение и наказание собаки
Все желательные действия собаки необходимо поощрять, а нежелательные пресекать наказанием или переключением внимания на другой объект (например: щенок, играя, не хочет отдавать вещь; хозяин в этом случае должен скомандовать «Дай!» и сразу протянуть собаке ее любимое лакомство; собака, переключаясь на корм, отпускает эту вещь). Поощрение должно следовать сразу после действия собаки или во время действия. Поощрять можно лакомством, поглаживанием, игрой с любимым предметом. При этом хозяин должен выражать свои положительные эмоции понятно для собаки. Наказание должно быть соразмерным проступку собаки, коротким по продолжительности и следовать в момент совершения нежелательного действия. Оно может выражаться в окрике или физическом воздействии (рывок поводком, удар хлыстом). Сила наказания также обусловливается индивидуальными особенностями нервной системы и возрастом собаки. Поощрять и наказывать собаку должен только хозяин, даже если он сам не может справиться с ней, и вынужден пользоваться помощью инструктора. Собака это должна воспринимать как воздействие хозяина.
Посадка собаки
Обучение собаки команде «сидеть» чаще осуществляется с помощью лакомства. Сразу после команды «сидеть» хозяин подносит близко к морде собаки лакомый кусочек и двигает его в направлении от носа в сторону ушей (чуть вверх и назад). Собаке неудобно задирать голову, чтобы посмотреть на кусочек, и она вынуждена будет сесть. Если собака не садится, хозяин сам сажает ее руками, и как только собака села, тут же поощряет ее этим кусочком. При поощрении оглаживать собаку следует от холки к крупу с усилением нажима на крупе. При обучении можно использовать и игрушку. Сразу после команды сидеть следует показать собаке игрушку, перемещая ее в том же направлении, в котором двигался лакомство, вынуждая собаку сесть. После посадки собаку необходимо поощрить — отдать ей игрушку и поиграть с ней.
Преодоление препятствий собакой
Обучение собаки преодолению препятствий положительно действует на вестибулярный аппарат собаки, а также на ее физическую форму. Вырабатывать команду «барьер» и прыжки через различные препятствия нужно начинать с самого раннего возраста. Высота препятствий должна соответствовать возрасту собаки и уровню ее развития, а также породе — чем больше и тяжелее собака, тем больше ей необходимо времени, чтобы привыкнуть к большим физическим нагрузкам. Обычно барьер высотой 1 м 50 см преодолевают 10-месячные собаки, а до этого возраста можно прыгать только через невысокие барьеры. Эти занятия помогают укрепить лапы. Как правило, для щенка до 6-7 месяцев высота барьера примерно должна быть не выше его роста. Обучение собаки преодолению препятствий следует начинать в сухую погоду, чтобы препятствия не были ни скользкие, ни обледенелые во избежание травм и чтобы у собаки не осталось неприятных ощущений от прыжков в процессе обучения. Во время преодоления препятствий на собаке должен быть достаточно широкий и мягкий ошейник, кожаный или матерчатый, за который хозяин мог бы подстраховать собаку. Ни в коем случае нельзя пускать собаку на препятствия в строгом ошейнике, в удавке, не следует пускать собаку на лестницу с пристегнутым к ошейнику поводком, так как поводок может зацепиться за что-нибудь. При преодолении препятствий должна соблюдаться безопасность, как дрессировщика, так и собаки. Смотри также:
Специальные навыки собаки
навыки общего послушания обязательны почти для всех собак и служат для того, чтобы хозяину в повседневной жизни было легко управлять своей собакой. Специальные навыки расширяют возможности использования собаки, они могут применяться как в быту, так и в спорте, в показательных номерах, а также на службе в армии и в органах правопорядка. Спектр специальных навыков достаточно широк.
Стойка собаки
Перед тем как дать команду, заранее приготовленное лакомство собаке не показывают. Сразу после команды «стоять», хозяин помогает ей принять нужное положение, поднимая ее рукой за живот. Как только собака приняла нужное положение, ей следует дать лакомство (до этого она его не видит). При обучении нужно следить, чтобы собака не передвигалась куда-либо, а поднималась на месте. При поощрении поглаживать собаку следует по боку или по животу.
Укладка собаки
При обучении собаки команде лежать хозяин может использовать лакомство. Сразу после команды «лежать» лакомый кусочек нужно показать собаке, затем опустить к передним лапам и, не давая собаке встать, двигать его чуть вперед, чтобы собака потянулась за кусочком и легла. Одновременно можно немного надавить вниз рукой на холку. После того, как собака ляжет, хозяин должен ее поощрить этим кусочком, погладить по спине, по холке, похвалить «хорошо, лежать». Команда «лежать» также может вырабатываться при помощи любимой игрушки. После команды «лежать» хозяин опускает игрушку на землю перед лапами собаки, при этом не дает ей схватить игрушку и подходить к ней. И как только собака ляжет, отдает ей эту игрушку в качестве поощрения.
Воспитание и дрессировка собаки
Стремление быть рядом с человеком, нежелание оставаться в одиночестве, зашита всех членов семьи от "чужих", недоверчивость к посторонним, обязательная церемония приветствия, когда входит член семьи, - это и многое другое не что иное, как обычаи стаи. Вы должны считаться с этими обычаями, воспитав в себе терпимое отношение к ним. Комната, квартира, дом, двор или парк могут быть территорией стаи. Эту территорию собака считает "своей" и защищает ее. Поэтому наказывать собаку за лай в высшей степени неразумно. Но слишком длительное облаивание входящего должно пресекаться. Для этого лучше использовать стакан холодной воды. При неуемном лае вы выплескиваете половину стакана воды на собаку, а стакан с оставшейся водой ставите на видное место. Такая мера воздействия является самой эффективной. И действует безотказно. Наказывать рукой нельзя. Помните, руки для собаки - воплощение доброты. Ваша рука гладит, ласкает собаку, кормит. Даже едва ощутимый удар рукой в качестве наказания может поколебать это чувство доверия. Существует лишь одно исключение, когда вы берете собаку за шиворот и слегка встряхиваете ее, что, однако, воспринимается совсем по-другому, чем любое наказание. Так мать наказывает своих щенков. Чтобы правильно воспитывать собаку, необходимо ее понять. Щенок залаял ночью - вы его резко одернули. А он специально не спал, охранял дом и хозяина. И вместо благодарности получил грубое замечание. Днем он куда-то помчался на прогулке. Вы его отловили, отругали. А он в растерянности - ведь он шел по следу за крысой, хотел ее уничтожить, он же из рода терьеров, и охота у него в крови. Запомните, многочисленные запреты превратят вашего щенка в пассивное существо. Собственная безопасность, столкновение наследственных стимулов с запрещающей реальностью приводит к психологическим аномалиям, и как следствие - к болезням физиологическим. Даже маленькие комнатные йоркширы должны нести нагрузку. При встрече хозяина подавать ему тапочки или лапу. Приносить игрушки по вашему выбору. Получать еду только за правильно выполненную команду. Если щенок залаял среди ночи, не ругайте его, а слегка зажмите морду возбужденного пса, приговаривая: "Тихо, тихо". Так учат пограничники своих собак, приучая к подаче тревожных сигналов легким рыком. Учите собаку сдержанности, не ущемляя ее гордости.
Слепая неразумная любовь опасней ненависти! Тиская щенка, затаскивая его в постель, кутая в одежду, не отпуская от себя ни на шаг (чтобы не испачкался, не заразился), вы только вредите маленькому животному. Дайте щенку максимум самостоятельности, разумной конечно.
Ученые доказали, что большинство владельцев собак относятся к своим собакам, как к собственным детям. Многие оценивают поведение собаки с человеческой точки зрения, и напрасно. Зависимость собаки от своего хозяина в самых различных отношения напоминает зависимость ребенка от родителей, и мы берем на себя своего рода родительскую роль. Мы одобряем и укрепляем привязанности щенка к нам, владельцам. Мы поощряем его попытки установить с нами физический контакт, так же как мы делаем это в общении со своими собственными детьми. Но собака не ребенок. Если большинство родителей отдадут все свое имущество за жизнь своего ребенка, лишь немногие владельцы собак сделают это ради своего любимца. Если приходится выбирать между ковром и собакой, которая не способна научиться чистоплотности, если приходится выбирать между здоровьем ребенка, задыхающегося от приступа аллергического кашля, и веселым щенком, виновником этого приступа, то даже самые любящие хозяева часто принимают решение не в пользу собаки. Собаку просто отдают в другие руки. Такое отношение к собственному ребенку, разумеется, невозможно представить.
Разница в поведении и оплошностях детей и щенков различна. Нормальные родители не будут ругать ребенка, если он написает в штанишки или разольет молоко, сломает игрушки. Мы понимаем, что ребенок вырастет и не станет этого делать. Со щенком всё наоборот. Если он в юном возрасте привыкнет делать лужи и кучки, где захочет, воровать еду со стола, грызть мебель и обувь, то когда он вырастет, эти шалости войдут в привычку и отучить или объяснить будет уже невозможно. Если ребенок испытывает чувство страха в новой ситуации, часто владелец тоже берет его на руки, разговаривает с ним, поглаживает, успокаивает, словно ребенка. В действительности же собака воспринимает такие действия, как поощрение, это лишь усиливает в собаке чувство страха.
Согласитесь, что очень приятно гладить собаку, сидящую у вас на коленях. Так вот, ученые считают, что гладить собаку необходимо только за правильное поведение и только в качестве поощрения, чтобы собака была преданна вам и послушна, чтобы никогда не возникло проблем с доминированием собаки в семье и агрессией. К сожалению, встречаются собаки, особенно кобели, склонные к агрессии в отношении детей и даже владельцев.
Многие владельцы не могут отказать своим любимцам в чем-либо, как и своим детям. Однако такое родительское отношение к собаке может создать ряд проблем. Если вы не сможете сказать решительное "нет" своему щенку, тогда вам придется вставать среди ночи, чтобы развлечь скучающего малыша, или постоянно прерывать разговор по телефону, чтобы успокоить лающего пса. Возможно, вы не сможете спокойно поесть, потому что лаем он будет требовать попробовать все, что находится на столе в вашей тарелке. Или же вы должны будете до изнеможения бросать ему игрушку 40, 50, 60 раз, пока ему не надоест эта игра. Ваше желание при этом не принимается во внимание.
Обучение послушанию собаки
Щенка следует приучить к команде "Ко мне!" в первую очередь. Подзовите к себе малыша, назвав кличку и добавив радостным голосом "Ко мне!". Если щенок подошел сразу - дайте маленький вкусный кусочек и погладьте его. На улице команда должна звучать часто и подкрепляться каждый раз вкусным кусочком. Поощрение должно происходить сразу, это значит, что в момент подачи команды кусочек должен находиться в руке хозяина. Поощрять следует не за любой подход к хозяину (не гладить, не давать кусочек), а только в случае подхода по команде.
Второй метод заключается в том, что если собака не подходит на зов хозяина, хозяин делает вид, что уходит от нее. Собака не любит оставаться в одиночестве и пойдет за своим хозяином. Сразу же поощрите собаку, дайте кусочек, похвалив и погладив.
Поощряя лакомством, щенка надо приучать ездить в машине. Поощряйте хорошее выполнение команд "Сидеть", "Лежать", "Покажи зубы". Лакомство поможет спокойно перенести расчесывание, если щенок не любит прикосновения расчески. Чтобы приучить щенка к одиночеству, сначала уходите на несколько минут, поощряя щенка лакомством сразу после своего возвращения, а затем постепенно, на протяжении нескольких дней и даже недель, увеличивайте продолжительность своего отсутствия.
При общении с подрастающим щенком, особенно кобельком, возможны небольшие конфликтные ситуации, которые в последствии, если не принять должных мер, могут создать проблемы в общении. Например, когда кто-нибудь из членов семьи пытается отнять у собаки игрушку или пищу или приближается к ней в тот момент, когда она держит игрушку в пасти или предмет лежит рядом с собакой - собака рычит или даже пытается укусить. Это называется - агрессия в борьбе за лидерство. Ошибочно считать, что такое поведение нормально, что собака просто защищает пищу или место или что хорошее отношение к собаке означает выполнение всего, чего она захочет. Необходимо сразу же пресечь такое поведение и показать щенку, кто в доме хозяин. Нужно строго наказать собаку и начать строгую дрессировку по выработке послушания.
В моей практике был такой случай. Щенка приобрели в возрасте 8 месяцев в семью с маленькими детьми 3 и 5 лет. Прежде чем окончательно забрать щенка, Жанна дважды приезжала, чтобы поближе познакомиться со щенком. Она понравилась собаке и при вторичном знакомстве щенок с удовольствием сидел у нее на руках и играл с ней. В питомнике щенок не видел маленьких детей и не знал о существовании таковых. Когда владелица принесла щенка в новый дом, дети с шумом бросились к нему. Щенок сначала испугался, прижался к ногам знакомого человека. Владелица взяла его на руки - приободрить и успокоить. Результат был такой - щенок зарычал на детей. Впоследствии мы обсудили с Жанной ее неправильные действия, после чего щенка в присутствии детей перестали брать на руки. Дети стали кормить щенка каждый день, и он привык к ним, перестал рычать и с удовольствием начал играть с ними. Сочетание поощрения со стороны хозяйки за миролюбивое по-ведение и мягкого наказания за проявление агрессии по отношению к детям дало положительные результаты.
Не ведите себя с собакой, как с маленькими детьми! Собака - член стаи и подчиняется закону стаи. Хозяин всегда вожак стаи, собака должна быть на последнем месте.
Еще одна проблема, которая доставляет неприятности владельцам собак - это выпрашивание корма или ласки. Сначала требовательность собаки не доставляет больших неприятностей, но зачастую ситуация начинает выходить из-под контроля. Когда он начинает царапаться, толкаться, громко лаять, прыгать, - это сильно действует на нервы членам семьи. Теоретически решить эту проблему легко. Для этого владельцу следует раз и навсегда взять себе за правило никогда не давать йорку то, что он пытается добиться попрошайничеством. Кроме того, нельзя пресекать нежелательные действия каким-либо поощрением, например он лает, когда вся семья сидит за столом и обедает. Не следует давать ему игрушку, чтобы он замолчал. Таким образом вы можете только закрепить нежелательные наклонности йорка. Если нет возможности перетерпеть лай, хозяину следует решительно встать из-за стола и строгим голосом отправить назойливого пса на "место" либо строго наказать, чтобы мгновенно подавить нежелательное поведение. Есть еще один хороший метод пресечения нежелательного поведения. Нужно встать и выйти из комнаты, игнорируя собаку. Такой способ является своего рода мягким наказанием.
Знакомство щенка с новыми ситуациями
Берите щенка с собой повсюду. Делайте это часто, дайте ему привыкнуть ко всякого рода незнакомым местам и запахам. Позже, когда он повзрослеет, он сможет спокойно пойти с вами куда угодно. Поощряйте его тихо стоять и позволять гладить себя незнакомым людям, особенно детям. Разрешайте иногда подкармливать щенка какими-нибудь лакомыми кусочками во время прогулки. Не разрешайте проявлять агрессивность по отношению к детям.
Берите его на короткие расстояния в автомобильные поездки. Если во время движения волнение вызовет у него тошноту, остановите машину. Выйдите со щенком на улицу, поводите его на поводке 5-10 минут, затем продолжайте поездку. На протяжении нескольких недель отправляйтесь с ним в поездки только на небольшие расстояния. Чем моложе щенок, тем быстрее он научится любить поездки в машине и тем меньше у него будет проблем.
Развивайте кругозор щенка. Не суетитесь с ним постоянно. Не хотелось бы, чтобы вы неправильно поняли рекомендации: не суетиться со щенком. Это не значит, что вы должны обращаться с ним сурово и строго. У щенка неограниченный запас любви, привязанности и преданности для т